• 8-800-234-24-34
  • +7(3473)212-007
     

Как найти лучшего кандидата

Как понять, подходит ли человек на предлагаемую должность? И как рекрутерам удается из двух-трех десятков соискателей выбрать того, кто станет для компании лучшим сотрудником?

У каждого HR-специалиста есть свой набор приемов, которые помогают ему выявить мотивацию и психологические особенности претендентов. В данной статье рассмотрим приемы, которые помогут найти лучших из лучших.

Естественный отбор

Данный подход универсален тем, что позволяет, с одной стороны, минимизировать время поиска, а с другой - узнать о соискателях достаточно, чтобы понять, подходят ли они на конкретную должность.

Итак, общую схему можно представить следующим образом.

  1. Определение потребности в персонале, открытие соответствующих вакансий.
  2. Определение требований к кандидатам.
  3. Размещение вакансий на поисковых ресурсах.
  4. Поиск кандидатов на рынке труда.
  5. Отбор поступающих резюме.
  6. Предварительная беседа-знакомство с кандидатами (по телефону или при личной встрече). На этом этапе эйчар подробнее узнает об образовании и опыте работы соискателя, а также составляет первое общее впечатление о его коммуникативных навыках, психологических характеристиках.
  7. Резюме кандидатов, прошедших предыдущий этап, отправляются на рассмотрение руководителям структурных подразделений. Обычно в анкету включаются вопросы личного характера (дата и место рождения, адрес проживания и т. д.), информация о прежних местах работы, образовании и хобби. Часто присутствуют отметки об уровне самооценки соискателя, насколько о ней можно судить в данный момент.
  8. Тестирование, соответствующее требованиям конкретной вакансии и традициям организации: где-то это только профессиональное тестирование, а где-то и психологическое.
  9. Следующие этапы собеседований - с руководителем подразделения, ТОП менеджерами, службой безопасности и пр.
  10. Проверка рекомендаций, общение с предыдущими работодателями (зачастую проводится со скидкой на то, что руководители могут дать необъективную оценку, особенно если уволившийся подчиненный не сошелся с ними во взглядах).
  11. Предложение о работе лучшему кандидату, финальное согласование условий работы.

Что важно для вакансии

За время, пока перечисленные выше этапы следуют друг за другом, рекрутер должен собрать о кандидате максимум информации и составить как можно более точный психологический портрет. Чтобы облегчить себе задачу и подобрать компании правильного работника, эйчару важно четко представлять особенности вакантной должности. Что сотрудник должен дать компании и что она предлагает ему взамен? Что важно подчеркнуть в вакансии:

  • причина возникновения вакансии;
  • степень подчинения;
  • образование специалиста, необходимое для данной позиции;
  • требования к профессиональному опыту, наличию тех или иных знаний;
  • основные функциональные обязанности будущего работника;
  • прочие требования — наличие водительских прав, владение иностранными языками или специализированными программами, важные психологические характеристики, умение работать в коллективе или организовать его работу, грамотная речь, знание отрасли, мотивация к росту, отдельные навыки и т. д.;
  • оплата труда, длительность испытательного срока;
  • система начисления бонусов и процентов в рамках данной должности;
  • возможность профессионального и карьерного роста в рамках компании;
  • особенности рабочего места, режим работы, льготы, компенсации;
  • психологические отношения в коллективе;
  • мотивация кандидата на получение этой вакансии.

Задача рекрутера - с одной стороны, рассказать соискателю об особенностях вакансии, а с другой - узнать все необходимые сведения. Только так все участники процесса смогут принять взвешенное решение: подходит ли соискатель на эту должность и хочет ли он сам принять предложение о работе.

Кому всегда почет?

Некоторые качества кандидатов, ценимые большинством рекрутеров, зачастую хоть и не являются определяющими, зато дают своего рода преимущества вне зависимости от особенностей вакансии, сложившихся в компании традиций и бизнес-процессов. Речь идет о таких чертах как:

  • четко сформированная мотивация на профессиональное развитие в данном сегменте рынка, серьезный подход к работе;
  • стремление к профессиональному (а в большинстве случаев и карьерному) росту;
  • четкое понимание цели и стоимости своего труда;
  • коммуникабельность, умение работать в команде, нацеленность на результат, стрессоустойчивость, ответственность и внимательность.

В резюме не зря есть графа, где необходимо описать личностные качества - они действительно важны для правильного подбора персонала. Иногда именно они являются определяющими! Многим известна формула: успешный сотрудник = квалификация (опыт, знания) + мотивация, но работа также должна подходить человеку по характеру. Опыт и разносторонние навыки не помогут, если человеку неинтересно выполнять свои обязанности, если он не мотивирован на результат, не уживается в коллективе. Заинтересованный в развитии сотрудник может легко приобрести опыт и все недостающие знания, тогда как мотивировать опытного и знающего намного сложнее. И тем более непросто видоизменить условия труда или обязанности под характер специалиста.

Позвольте Вам представиться…

Как мы уже говорили, не только человек должен подходить должности, но и должность - человеку, поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед рекрутером  - правильно представить соискателю компанию и его будущую работу.

Что обязательно надо отразить в описании вакансии, чтобы специалист мог принять обдуманное решение?

  1. Что важно для эффективной работы в компании: достижение конкретных целей и задач при выполнении функциональных обязанностей, реализация проектов; в зависимости от особенности вакансии – и не креативность, а умение находить нестандартные решения обычных вопросов в дизайне например, и не  инициативность, а способность к самостоятельным волевым проявлениям, в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей и т. д.
  2. Какие цели преследует компания: расскажите о цели, миссии и ценностях компании, чтобы откликнулся кандидат, с которым Вы полностью совпадаете.
    И совет, побольше креативности в описании вакансии, она должна продавать!!!

 

Возврат к списку